Top
Login to сайт
Registration at сайте
Sign up
На сайте недоступна
регистрация через Google

DOCh' SAMURAYa, 79 - 23 January 2015 08:54

All
Левиафан" А.Звягинцева (моя рецензия)
В последнее время,чуваки, в СМИ все наперебой обсуждают новый фильм Андрея Звягинцева "Левиафан". Идут терки про то, что это новое социальное кино России,новое протестное кино, где честной камерой запечатлен весь рашенский армагеддон нынешних дней. Я читал эти вирши без энтузиазма и абсолютно равнодушно,поскольку, очень подозрительно отношусь к современному российскому кино и считаю, что кино у нас ныне сплошь один эрзац,НО... Мои знакомые буквально достали меня этим "Левиафаном". Дескать,посмотри обязательно,там крутая "социалка" показана а это,мол, по твоей части. Стало любопытно и я-таки посмотрел сие кинцо. И каковы мои мысли относительно фильма? Ну так слушайте (точнее,читайте),пиплы...

Премьера "Левиафана" состоялась весной в Каннах. Там он получил приз за лучший сценарий. Затем картина завоевала Гран-при на Лондонском кинофестивале и фестивале в Мюнхене. Кроме того, "Левиафан" вошел в шорт-лист премии "Оскар" Американской киноакадемии в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". За всю историю "Золотого глобуса" российская лента получает ее лишь во второй раз - в 1969 году награды была удостоена картина "Война и мир" Сергея Бондарчука. Премия "Золотой глобус" вручается ежегодно с 1944 года. Ее присуждает Ассоциация иностранной прессы, в которую входят примерно 90 международных журналистов, работающих в Голливуде. Эта награда считается второй по значимости после "Оскара".

Фильм Андрея Звягинцева "Левиафан" демонстрирует все прежние достоинства неплохого в общем-то кинорежиссера и даже добавляет новую краску к палитре его тем - острую социальную критичность, гражданский накал. Остро сатирически поданы в фильме криминальные администраторы, неправедные судьи, лицемерные попы. До сих пор мы знали стабильно-среднего Звягинцева, сейчас перед нами граждански озабоченный художник. Тем не менее нельзя назвать "Левиафан" полной удачей. Почему?

Во-первых, потому что наша страна до сей поры не может избавиться от "измов" в кино. При древнем Совке, как вы помните, в кино господствовал соцреализм. Говоря проще, показывалось как должно было быть при социализме, но как на самом деле не было. Самым ярким примером соцреализма в кино тех лет я считаю наиполоумнейший фильм "Премия". Весь фильм чуваки на предприятии перетирают на тему брать премию или не брать. Ну просто ха! ха! ха! И все мыслящие люди тихо стебались в ту пору над соцреализмом. Но что изменилось? Ничего окромя вывески. Теперь у нас снимается кино в духе капреализма. Шо цэ таке? А вот что. В нынешних фильмах все герои имеют шикарные квартиры или вообще особняки, иномарки,кучу прайса и работают в престижных компаниях, куда утром приезжают с шиком на крутой БМВ или мерседесе. И все-то у них в жизни по кайфу, и все-то ништяк. Основная драматическая линия в таких фильмах- мужик изменил жене с другой бабой,баба ушла к другому мужику, предал компаньон по работе,выкрали ребенка и требуют большого прайса. В конце фильма плохим героям наваляли люлей и полный хэппи энд. Ну бывают еще фильмы про криминал беспредельный и безумный, где казалось бы все обречено, НО... появляются храбрые,мужественные,добрые и все как один бессребренники менты, и бандюганам сразу амбец не отходя от кассы. А где 90% населения России, которые живут в коммуналках,убитых хрущевках,домах полубарачного типа 40-х годов, получающих 8000р, 10000р, 17000р и ездящих на работу (в непрестижные и некомпании) на общественном транспорте битком набитом притом? Где они? А их в кино современной России нет. Они были,есть и будут за кадром. Они неформат, потому что не вписываются в генеральную линию Кремля под названием "Как хорошо у нас в РАсЕЕ жить" и не вписываются в киношный капреализм. Потому, смотришь и думаешь: это про какую страну они сняли фильмец? Так вот "Левиафан" Звягинцева далеко от капреализма не ушел. Герои муж и жена проживающие в своем добротном доме на побережье, имеющие прайс и иномарку принадлежат к малочисленной прослойке "среднего класса" весьма неплохо живущие притом. Ну да, драма в том, что на них наехал ублюдочный мэр с целью отобрать землю и посадил-таки в тюрягу мужика. Трагично? В общем-то да. Но тех вышеупомянутых мной 90% населения гораздо больше чем т.н. "среднего класса" и наезжают на них подобные мэры,менты,чиновники и т.п. ублюдки гораздо больше и круче. И,разумеется,гораздо жестче. Вот это и есть настоящие российские реалии! Это и есть ад современной Рашки! Ну а "Левиафан" это эдакий мейнстрим с небольшой долей жесткости. Полухардкор, короче говоря. И в этом вся фальшь фильма.

Во-вторых,что означает название фильма? Что такое Левиафан? Это библейский образ - устрашающая божественная мощь, стихии неба и земли, рядом с которыми слаб и жалок человек. Этот образ появляется в ветхозаветной Книге Иова: сатана вызвал Бога на спор, утверждая, что самый праведный человек возропщет на Творца, если тот обрушит на него незаслуженные беды. Экспериментальной жертвой был избран праведный Иов, и когда он воззвал к Господу, пытаясь понять, за что на него обрушились беды, Бог, вступивший с ним в диалог, стал перечислять знаки своего могущества, одним из них и был назван громадный кит Левиафан: разве можно поймать его на уду? можно ли прободать его челюсть? заключить с ним договор? говорить с ним на человеческом языке? Эти слова скромный приходской священник напоминает герою фильма Николаю - нынешнему Иову. Беды человека иррациональны, жизнь человеческая, "экзистенция" не гарантирована никаким моральным законом. Жизнь выше морали, как сказал бы Ницше.

Но в фильме есть еще оди
Add comment Комментарии: 12
DOCh' SAMURAYa
DOCh' SAMURAYa , 79 23 January 2015 08:58

. Жизнь выше морали, как сказал бы Ницше.

Но в фильме есть еще один священник - высокопоставленный иерей, духовник преступника-мэра, наставляющий его быть сильным, ибо нет власти не от Бога, а слабая власть неминуемо падет. И этот же иерей в конце фильма читает в церкви проповедь, обращая ее к группе местных мафиозников: не в силе Бог, а в правде. Отвратительное лицемерие современных церковников не могло быть продемонстрировано острее.

И тогда вспоминается второй образ кита, живущий в памяти человечества, - это "Левиафан" Томаса Гоббса. Английский философ называл Левиафаном государство - совокупную силу объединенных людей, выступающую защитой от всякого индивидуального произвола. Вне государственной организации жизнь людей являет картину полной анархии, войны всех против всех. Люди, объединяясь в государство, отдают ему часть своего суверенитета, но получают гарантию социального порядка.

Вот этого Левиафана, этого кита нет в нынешней российской жизни, в ней царит право сильного, всевластие преступников. Об этом говорит фильм Звягинцева, и недаром в нем появляется не кит, а скелет кита на морском берегу. Образ мотивирован тем, что в этой отдаленной северной местности киты нередко выбрасываются на берег и умирают.

Но фильм Звягинцева не только об этом. Два кита спорят в его фильме - и не примирены, не объединены в едином художественном построении. В фильме есть вторая линия: адвокат героя, ведущий его процесс с местными властями, заводит роман с его женой, что выясняется при самых скандальных обстоятельствах. Кающаяся жена кончает жизнь самоубийством, но в ее смерти власти обвиняют мужа, все того же Иова-Николая. Он теряет не только дом, бизнес и жену, но и приговорен к заключению на 15 лет.

Но это последнее обстоятельство весьма искусственно увязывается с основной линией сюжета. Получается, что крах личной жизни героя и его окончательное падение - дело рук все той же неправедной власти. Однако преступный мэр и пресмыкающиеся перед ним судьи отнюдь не виновны в романе его жены с адвокатом. Сюжет замотивирован, сверхдетерминирован, а это конструктивная ошибка, мешающая верить правде фильма. Чтобы связать сюжет, укомплектовать беды Иова, понадобилось все эти беды выводить из одного источника. Тем самым на мэра и его банду возведена напраслина. Потому что линия жены - адвоката (друга героя) проходит в ином пространстве, это сюжет уже не социальный, а экзистенциальный, здесь действует иррациональная стихия, голосом которой был ветхозаветный Левиафан. Два кита спорят в фильме Звягинцева - библейский и гоббсовский, и это мешает фильму.

При этом нельзя не подумать, что тематика Гоббса обращает отнюдь не к тайнам бытия, а к вопросам социального устроения, которые в силах человека. Чиновничья мафия - отнюдь не наказание Божие, с ней в силах управиться сам человек. Библейский масштаб тут ни к чему, разгул преступности и борьба с ней - наше дело, которое совсем незачем пускать на Божье произволение.

Прежний, "камерный" Звягинцев, исследующий темные бездны человека, вступил в новую для себя область социальной критики, сохраняя прежний художественный инструментарий, и это помешало фильму. Кулак разжался, и удар разжатыми пальцами ослаб.

Интересно, что в Каннах фильм получил премию за лучший сценарий - самое слабое место фильма. А вообще,чуваки, я вам скажу, что в нашей стране был лишь один коротенький период, когда снимали по-настоящему честные,хлесткие и бескомпромиссные фильмы без ретуши - это период поздней перестройки. Тогда даже существовал жанр "социально-проблемное кино". Лучшие образчики этого жанра - "Под небом голубым", "Авария-дочь мента","Взломщик","Трагедия в стиле рок","Адвокат","Меня зовут Арлекино" и др. И пускай по нынешним меркам фильмы эти сняты убого,коряво и без спецэффектов, но зато они в тысячи раз честнее и правдивее той киностряпни,которой нас ныне потчуют. Удивительно,но факт:нынешние супертехнологии, аппаратура и прочее проигрывают пленке "Свема" и крайне советскому кинаппу, а нынешние режиссеры никогда не повторят в своих творениях успех социально-проблемных фильмов поздней перестройки. В этом-то и весь парадокс,чуваки.(с)
Show replies (11)
We use cookies to improve user navigation and collect site attendance information. By working with this site you consent to the use of cookies.
Ok More